3 главных заблуждения начинающего колориста

профессия колорист цветокоррекция Nov 10, 2021

Если вы только начали свой путь профессионального колориста и собираетесь зарабатывать соответственно, прочтите эту статью очень внимательно. Заблуждения, которые возможно сейчас являются для вас нормой, могут привести к пустой трате 2-3 лет жизни, а кому-то эти предрассудки так и не дадут стать профессионалом.

 

Заблуждение №1 - "Сначала нужно выучить интерфейс"

 

Я должен знать каждый инструмент

Что если клиент попросит меня что-то сделать, а я не знаю как? Я часто слышу этот вопрос. Задавая себе подобный вопрос, вы создаете себе виртуальную проблему, которая отнимает ресурсы вашего мозга и часто мешает успешно работать с клиентом.

Интересно, что наиболее правильный ответ на этот вопрос — НЕ ПОПРОСИТ!

Когда вы только начинаете брать первые коммерческие проекты, к вам не приходят ролики Coca-Cola и BMW. Вы "красите" чаще всего для клиентов, которые каким-то образом раньше обходились без цветокоррекции вообще, а теперь столкнулись с таким волшебником, как вы, который делает ЧТО-ТО с материалом.

Я пытаюсь сказать только то, что:

  • На ваших ранних стадиях клиент максимально необразован и понятия не имеет, что такого можно попросить вас сделать, что введет вас в ступор.
  • Даже если возникнет вопрос, на который у вас не будет ответа, его можно будет легко найти: в интернете, мануале, телеграмм каналах и тд.

 

"Мышечная память" профессионала

Для тех, кто предпочитает зубрить мануал и записываться на курсы по "обсасыванию" интерфейса программы (который претерпит колоссальные изменения через год), вместо того, чтобы брать проекты за деньги: ПЕРЕСТАНЬТЕ так делать!!!

Каждый сталкивался с подобными "специалистами", с которыми приятно поболтать о теории, но которые полностью проваливают практические задачи. Я не отрицаю важность теории, но отрицаю ее приоритетность во многих сферах. Цветокоррекция видео, одна из них.

Как должен выглядеть процесс нашего обучения:

  1. Мы запоминаем информацию
  2. Вспоминаем, когда это необходимо
  3. Применяем ее на практике
  4. Исправляем ошибки, вносим корректировки в пункт 1
  5. Повторяем цикл

Избегая практики, вы исключаете пункты 3-5, ограничиваясь пунктами 1 и 2. Может этого и хватит, чтобы флексить знаниями в чатах по цветокоррекции, но такие "эксперты" обречены на жизнь в иллюзиях, т.к. просто боятся показать свой реальный результат и огорчиться. Но мы то с вами знаем, что огорчение является частью процесса становления любого профессионала.

Как это работает для цветокоррекции:

  • Вы работаете над проектом (желательно за деньги)
  • У вас возник вопрос, который вы не можете решить
  • Вы находите ответ используя любые доступные источники информации (исследование само по себе является ценнейшим навыком)
  • Сразу же применяете новую технику/инструмент на практике
  • Встраиваете в свой рабочий процесс
  • Двигаетесь к следующему проекту/задаче

Теория и теоретики - явления достаточно распространенные, в отличие от практики и профессионализма. Ценность практических знаний и важность формирования рабочих процессов заключается именно в том.

 

Роль рабочих процессов

Во-первых: Большинство профессиональных колористов использует всего 10% инструментов (UI) Davinci Resolve

Во-вторых: 90% инструментов используются не по назначению

И в-третьих: Инструменты обычно не работают по-отдельности, а являются частью рабочего процесса, чаще всего стандартного для того или иного колориста.

Я гарантирую вам, что любую типовую задачу профи будет решать одной и той же последовательностью операций, которая очень редко претерпевает изменения и которая как-раз таки позволяет раз за разом получать предсказуемый результат. Мы назовем эту последовательность операций рабочим процессом.

На макроуровне(общий) рабочим процессом может являться: Процесс цветокоррекции кино, процесс "покраски" рекламы, документального фильма и тд. Каждый из перечисленных типов проектов требует различного подхода, уровня проработки и тд. Но, внутри категории, например кино, все проекты будут следовать идентичному процессу.

На мезоуровне(средний) единый рабочий процесс (структура нод) будет наблюдаться между отдельными шотами/кадрами внутри проекта одного типа, но скорее всего будет отличаться внутри проекта другого типа. Например, последовательность операций внутри фиксированной структуры нод для кино, рекламы и документального фильма может сильно различаться.

На микроуровне(детальный), это последовательность и тип операций отдельного этапа мезоуровня. Например, настройка экспозиции или баланса внутри фиксированной структуры нод.

Вы должны понять, что существует определенная логика и стандарты индустрии, которым обязан следовать каждый колорист. В основном это касается Color Management, Primary CC и Mastering. Все остальное, внутри рабочего процесса очень сильно варьируется от специалиста к специалисту.

Почему рабочие процессы так важны?

  • Они позволяют получить стабильный результат
  • Позволяют работать быстрее
  • Отвечают на оба вопроса "Зачем?" и"Как?"
  • Позволяют масштабировать свой бизнес (об этом в отдельной статье)
  • Не зависят от изменений интерфейса программы!

Еще один довод в пользу важности рабочих процессов: их сложнее изучить. Рабочий процесс требует серьезного включения мозгов, глубокого понимания своей работы и колоссального объема практики. Поэтому они представляют большую ценность для рынка, нежели знание интерфейса программы.

 

Эволюция программного обеспечения

Здесь я имею в виду не только серьезные изменения интерфейса, но и добавление, ликвидацию целых инструментов, вкладок и даже программ.

Давайте представим, что завтра Davinci Resolve решил ликвидировать вкладку Color и стать софтом для блогеров. Представили? А теперь представьте, как вам поможет знание всех фишек интерфейса Davinci Resolve, при переходе например на Baselight? Правильный ответ - НИКАК. А вот что касается профессионалов, то процесс перехода на новый софт займет 2-5 дней. Приемлемый результат будет получен уже в первый же день, благодаря переносу стандартного рабочего процесса на новый софт. Кроме того, гарантирую вам, что профессионал еще и получит огромное удовольствие в процессе миграции, раскрывая фишки и пасхалки новой программы.

Рабочие процессы позволяют вам быть гибкими и одновременно максимально устойчивыми к колебаниям рынка, потому что эволюционируют гораздо медленней, чем софт и гораздо больше влияют на качество вашей работы.

 

Заблуждение №2 - "Нужно все делать ручками"

 

Пока одни изучают корни, другие кушают фрукты

Одна большая причина почему я против задротства - я там был!

Перед тем, как начать заниматься цветокоррекцией я работал 6 лет в индустрии компьютерной графики Nuke композером и VFX супервайзером. Я постоянно учился и экспериментировал с новыми фишками. Все, что у меня было на уме, это прийти в офис, сесть за комп и слепить какую-нибудь интересную штуку. Я даже не задумывался зачем я все это делал. Пока в один прекрасный момент я не попытался заглянуть лет на 10 в будущее, где увидел только пустоту. Тогда до меня дошло, что я дро..л на ноды, сливая свою жизнь.

Дело в том, что у меня, как и у большинства из вас были большие амбиции, но я не делал вообще ничего, что бы хоть немного приближало меня к желаемой жизни. Вместо этого я все глубже и глубже погряз в работе, убегая от реальности. В итоге я ушел из VFX в 2014 году в цветокоррекцию, где решил взять жизнь в свои руки и целиком изменить подход к работе. Вместо сосредоточенности на нодах, я начал уделять большее внимание клиентам, с которыми работал и проектам целиком. Для меня стало важнее сделать максимально качественный проект в отведенный срок и зарекомендовать себя клиенту, как профессионала, на которого можно положиться в любой самой сложной ситуации.

Занимаясь цветокоррекцией я не просто указывал на проблемы в материале, я их решал и помогал клиенту не допустить подобные промахи в следующий раз. Я постоянно работал над собой и старался образовывать своего клиента. Но, наверное, основной критерий моего успеха, как колориста, заключался в простой философии - делать больше, чем то, за что тебе платят.

В итоге 6 лет занимаясь компьютерной графикой я сделал 3-4 полнометражных фильма (VFX Супервайзер) и около 50 мелких проектов (Nuke Composer).

За 4 года в цветокоррекции я "покрасил" 25 полнометражных фильмов, около 100 рекламных роликов и более 180 музыкальных клипов.

Все из-за того что я переместил свой фокус с себя и инструмента на проект и клиента, начав применять в цветокоррекции готовые решения: плагины, латы, повергрейды и тд.

 

Латы это зло?

Эту глупость я все еще часто слышу в телеграм каналах, когда более "опытные" пользователи (правильнее будет назвать их троллями) призывают крутить материал ручками, а не грешить латами. Скажите это Тому Пулу и Дэйву Хасси!

Использование 3DLUT-ов испокон веков являлось стандартным рабочим процессом цифровой цветокоррекции. Объясняю:

Хоть цветокоррекция и стала в один момент цифровой, красили только и только материал снятый на пленку. Цифровых камер просто не было. Пленка сканировалась в DPX и отправлялась колористу, который первым делом применял к сканированным негативам 3DLUT, который позволял видеть ПРОЯВЛЕННЫЙ материал. Причем этот лат соответствовал "позитивной" пленке, на которую запишут материал после цветокоррекции. Подобные латы вы сегодня можете найти в Davinci Resolve (Kodak 2383). Пример того, как работают эти латы: https://www.youtube.com/watch?v=gwKQfRHlsiI

Затем латы стали по тому же принципу использовать для "проявки" LOG видео с цифровых камер. Потом появились гибридные креативные латы, которые даже больше похожи на процесс работы с пленочными латами, чем на стандартную трансформацию цифрового материала в Rec709.

Большинство профессиональных колористов по сей день используют старые добрые пленочные латы. Другие пользуются услугами студийных специалистов (Color Scientist), которые помогают проектировать собственные креативные латы. Третьи пользуются плагинами типа Film Convert, Dehancer и тд, которые работают по тому же принципу, что и старый добрый Kodak 2383.

 

Плагины для Davicni Resolve

Знаете почему плагины стоят дорого? Потому что они экономят профессионалам уйму времени на самом сложном этапе цветокоррекции - создание Look. А как говорится, время - деньги.

Dehancer - плагин дает возможность создавать креативный Look на основе высокоточных сканов пленки. Также Dehancer славится наличием Halation эффекта, реалистичным Film Grain и тд. Этот плагин наверное сейчас самый распространенный плагин в СНГ, который скорее всего только набирает обороты и будет еще актуален как минимум 2-3 года, пока ему на смену не придет что-то новое.

Film Convert - это приемник Dehancer, который работает по тому же принципу, но в какой-то момент просто перестал эволюционировать и был задвинут. Несмотря на последние обновления, софт потерял свою актуальность, но пока пользуется популярностью на западе, куда так же быстрыми темпами заходит Dehancer.

Look Designer - то же самое, что и предыдущие два плагина, но отличается рабочим процессом заточенным именно под видеопроизводство. Это делает его популярным в профессиональных кругах запада. Dehancer в 5-ой версии добавили Film Print профили в свой плагин, что сделает плагин еще привлекательнее для профессионалов.

Для меня в данный момент фаворитом является Look Designer, т.к. позволяет быстро получить чистый, коммерческий Look, но все больше внимание привлекает именно Dehancer. Если вы хотите знать, какой из этих плагинов я бы порекомендовал как инвестицию, то это однозначно Dehancer, т.к. плагин только на стадии подъема и является основным продуктом. В отличие от создателей Look Designer, которые целиком сосредоточились на своем новом детище Colourlab Ai.

Реальность индустрии такова, что вы днем с огнем не найдете профессионального колориста, который "накручивает" Look без применения какого либо плагина, либо лата. В конце концов, вам платят за хороший результат в приемлемые сроки, а не за умение красить ручками.

 

Эволюция индустрии

До бесплатной версии Davinci Resolve, для цветокорррекции видео использовались программно-аппаратные комплексы стоимостью от $100.000 до нескольких миллионов долларов. Потом Blackmagic Design одним взмахом своей волшебной палочки сделали Davinci бесплатным, чем произвели революцию в индустрии и многих просто вывели из игры. Наша индустрия развивается и эволюционирует также, как и любая другая. И жертвы при этом неизбежны. Но наша задача не оказаться одной из таких жертв.

Выше я уже упомянул Colourlab Ai, софт который работает на основе искусственного интеллекта и способен постоянно обучаться, делая работу все лучше. Colourlab Ai, конечно, не делает всю работу за колориста, но позволяет сократить в разы длительность работы над проектом. Сложно представить, во что может превратиться этот софт в будущем, но могу сказать c 99% вероятностью , что в следующей версии Davinci Resolve мы увидим либо что-то очень похожее, либо поглощенный компанией Blackmagic софт Colorlab Ai.

У вас скорее всего возникает правильный вопрос: "Заменит ли Ai софт работу колориста?" Ответ на него - нет, не заменит.

По нескольким причинам:

Во-первых: Программе всегда нужно будет последнее слово человека в принятии решения.

Во-вторых: Мы работаем в творческой индустрии, где коммуникация и синергия между живыми людьми творит чудеса, а не сухие решения и железная логика.

В-третьих: Наша индустрия делает колоссальные скачки в качестве каждый год. Каждый год тысячи профессионалов толкают себя за пределы возможного и творят шедевры. Ai и Machine Learning основывают свои решения на собранных данных, которые уже являются на момент сбора прошлым, что делает творческий прорыв почти невозможным.

В-четвертых: Мы мудрее, чем тупое стремление обогатиться и понимаем, что нельзя лишать человека возможности быть нужным этому миру. (Надеюсь на это)

 

Заблуждение №3 - "Я еще не готов"

 

Развитие в вакууме

Это одна из самых больших ошибок любого начинания - вы никому не показываете сырой результат, а ждете идеальной готовности, которая обычно так и не наступает. Решая развиваться в вакууме, вы исключаете не только негативный фидбек, но и позитивный, обрекая себя на блуждания в собственных иллюзиях, о том, что якобы будет работать, а что нет.

Суть любого действия на этой планете заключается в созидании чего-то, что окажется востребованным в обществе. Так работает экономика: вы делаете то, что представляет ценность для других и за это получаете в вознаграждение что-то, что представляет ценность для вас. Ключевой момент этой транзакции заключается во взаимной ценности, о чем мы часто забываем, стремясь к собственной выгоде. Иногда такая выгода заключается в стремлении обезопасить себя от страданий, например от критики в свою сторону. Таким образом мы предпочитаем закрыться в темной комнате и делать свое дело подальше от посторонних взглядов, практически обрекая себя на провал в итоге. Единственное, что греет нас в такие моменты, это ощущение, что мы делаем хоть что-то, а итоговый провал всегда можно будет на что-то списать. У каждого из нас есть этот великий талант по поиску оправданий.

Почему нужно показывать свою работу как можно раньше? Несмотря на неизбежную боль от критики, это единственный способ вовремя скорректировать направление своих действий. Показывая сырые результаты мы "аутсорсим" большую часть решений о том, что работает, а что нет, на конечного потребителя. Я соглашусь, что нет-нет есть шанс нарваться на "диванного критика", но это еще один момент, которого нельзя избежать. Вам нужно научиться показывать свою работу, свой ранний прогресс, как можно большему количеству людей, учиться принимать любой фидбек и при необходимости моментально вносить корректировки.

Вы ошибаетесь - это одно из самых безошибочных суждений о любой вашей идее. Мы легко обманываем себя, но обмануть других сложнее. Поэтому нужно взять за привычку показывать свою работу и показывать как можно раньше. Маленькие ошибки неисправленные в начале пути, могут легко превратиться в катастрофу под конец.

Как это относится к цветокоррекции? Так же как и к любой другой деятельности: Не развивайтесь в вакууме, постоянно выставляйте свой прогресс на оценку. Я не говорю, что из каждой мелочи нужно делать пост или историю, в Интаграм (что в принципе может сработать). Я имею ввиду любую возможность получить критику от живого человека: ваши друзья, девушка, DOP на которого вы подписаны, участники тематического Телеграмм чата(больше всего троллинга обычно здесь, но некоторые каналы хорошо модерируются), ваша мама в конце концов.

Рекомендую вам проверить себя, задав следующие вопросы:

  1. Я уже несколько месяцев изучаю Davinci Resolve, но никто еще не видел мою цветокоррекцию? ДА/НЕТ
  2. Я прошел курс по цветокоррекции, но у меня нет ни одного клиента? ДА/НЕТ
  3. Я давно крашу коммерческие проекты, но клиентов очень мало и уровень проектов низкий? ДА/НЕТ

Если хоть один из ваших ответов ДА, значит вы погрязли в собственных иллюзиях, о том как работает цветокоррекция, о том как продвигаться, о своих навыках и тд. Учитесь, работайте и живите в реальности!

 

Боязнь клиента

Даже если вы справились с собой и смогли найти парочку клиентов, есть большой шанс, что у вас будут буквально трястись руки, когда вы будете работать с ними один на один. Начнем с того, что лучше переволноваться и постараться сделать проект настолько хорошо, насколько можете на тот момент, чем с уверенным выражением лица портить материал.

Формула обретения уверенности проста и тесно связана с предыдущим пунктом - чем больше вы повторяете действия и получаете положительный исход, тем более вы становитесь уверенными в своих навыках. Больше клиентов - меньше страх. Но хочу акцентировать ваше внимание на важности именно положительного исхода работы. Делая что-то плохо или посредственно, вы рискуете находиться в страхе всегда. Стремитесь делать каждый свой проект настолько хорошо, насколько способны в текущий момент времени. И да, это означает, что вы будете испытывать определенный уровень тревоги и волнения относительно качества свой работы. Еще раз - это лучше, чем уверенно все портить. Наберитесь терпения.

Еще одна веская причина не бояться клиентов и стремиться работать с режиссером или DOP за спиной - вы учитесь у этих ребят. Если вы новичок, то почти каждый новый проект для вас, это возможность вырасти и научиться чему-то новому.

Во-первых: Это практика цветокоррекции.

Во-вторых: Вы работаете с клиентом, который, как правило, опытней вас и будет направлять ход цветокоррекции в нужное, но возможно не знакомое для вас направление.

Ваша задача оставаться как можно более гибким на ранней стадии. Потому что даже если к вам на сессию придет неопытный режиссер, есть громадный шанс, что этот человек попросит у вас незаурядное решение, которое может в дальнейшем трансформировать ваш рабочий процесс в лучшую сторону.

 

Синдром самозванца

Иногда вы не можете развиваться, потому что не чувствуете своей заслуги, достигая хорошего результата. Вам тяжело просить большие, а иногда вообще хоть какие-то деньги за свою работу. Как это исправить? Не будем вдаваться в проработку психологических травм вашего детства, а коснемся одного вполне прикладного решения - учитесь за все платить.

Сегодня 99% информации мы добываем в интернете, что и хорошо и плохо одновременно. Хорошо - потому что мы можем за секунды найти ответ почти на каждый вопрос. Плохо - потому что существует соблазн, либо опасность воспользоваться источниками информации, которые предоставляют ценные знания бесплатно, нарушая при этом закон и практически обесценивая эту информацию для потребителя. В чем здесь проблема?

Во-первых: Проблема в человеческой лени - только у 3% людей хватит мозгов воспользоваться бесплатным советом. Остальные будут просто жить дальше, как жили.

Во-вторых: Получая за два дня бесплатно знания и техники, которые кто-то копит годами, а иногда даже десятилетиями, вы рождаете диссонанс в своей голове относительно ценности полученной информации. И даже если вы сможете применить новый навык на практике, если вы этичный человек(что уже под большим вопросом) шанс, что вы сможете попросить адекватную оплату за свою работу, и не чувствовать себя самозванцем, почти нулевой.

Мы не ценим то, ради чего нам не пришлось пахать - это факт. Если транзакция обошлась нам дешево, то и ценность объекта, который мы получили взамен будет такой же низкой. К этому можно отнести и информацию, и вещи, и даже людей.

В итоге могу лишь посоветовать вам ценить чужую работу и свое моральное самосознание. И то и другое поможет вам быстро добиться успеха в любой области.

 

Другие психологические факторы

Готовность, уверенность в себе - это атрибуты человека, который принял решение остановиться и перестать развиваться. Нельзя быть чем-то статичным в мире, который постоянно движется. Стремление к этой мистической стабильности - один из симптомов так распространенной в наши дни инфантильности. Примите факт, что вам постоянно придется двигаться вперед, что-то исправлять, чинить, докручивать, учиться. Встаньте на путь не только профессионализма в выбранной области, но и становления настоящим Человеком, на которого всегда можно положиться, и который так нужен этому миру.

 

В заключение

В заключение я настаиваю на нескольких вещах:

  1. Будьте открыты для критики, но учитесь фильтровать мнения, и при необходимости держать удар.
  2. Не стремитесь изобретать колесо, но стремитесь достичь результата. Доводить начатое до конца гораздо важнее, громких начинаний. И пожалуйста, делайте каждый свой проект настолько хорошо, насколько вы способны в текущий момент.
  3. И конечно самое главное - постоянно развивайтесь.

А еще помните, что именно сейчас, когда вы только на начале своей карьеры, вы чувствуете эту магию, которая называется интерес. Идите за этим ощущением и постарайтесь не потерять его на пути.

 

Удачи в работе и обучении!

Vitaliy Buzhan

 

 

Пройдите бесплатный тренинг

Онлайн-тренинг по основам Color Management в Davinci Resolve 17.

Подробнее